1134.gif

1131.gif             

 

 


Найти: на:
 

memo01.gifнавигация: cats_next.gifЭто полезно знатьcats_next.gifНекоторые приёмы эффективного запоминания

СОДЕРЖАНИЕ
bullet_heart.gif

Главная страница
Моя автобиография
Город Рыбинск
Прогноз погоды
Это полезно знать
Интересные ссылки
Вопросы-ответы(FAQ)
Фотогалерея
Юмор
Разное
Контакты

 

ПЕРЕХОД ПО РАЗДЕЛУ
bullet_heart.gif

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

 

 

 

1237.gif Некоторые приёмы эффективного
запоминания
1237.gif

1409.gifМетод запоминания слов при помощи МВВО

Одно из основных условий хорошего владения иностранным языком - большой словарный запас. Хорошим уровнем знания языка считается освоение более 15 тысяч слов, а владение 50 тысячами слов считается уже отличным уровнем. Существует огромное количество различных методик для изучения иностранных языков, в том числе предназначенных и конкретно для запоминания иностранных слов.

Метод (метод МВВО) особенно важен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на новом языке. Бесспорен тот факт, что когда идет оживленный разговор (особенно, если собеседников одновременно двое или больше), важно быть близким к тому, чтобы думать на этом языке, иначе вы и ваши собеседники будете ощущать дискомфорт, беседа может затянуться и т.д. Быть близким к тому, чтобы мыслить на языке, означает, что обладая достаточным запасом слов, надо уметь автоматически составлять фразы из слов, а значит время на вспоминание слов сводится к нулю. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы потеряете качество самопроизвольности, необходимое для того, чтобы свободно общаться на иностранном языке. Конечно, самопроизвольность может прийти (и придет) при длительном опыте общения, но как же ускорить этот процесс?

Прежде всего запомните, что главное для этого НЕ запоминать иностранное слово как перевод родного слова. Необходимо сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. То есть не надо запоминать, повторяя много раз, например, butter - масло, butter - масло, масло - butter..., делая акцент голосом то на иностранном слове, то на его переводе (как чаще всего и происходит процесс заучивания иностранных слов). Вместо этого надо визуально представить образ (картинку) самого масла, и , удерживая его перед глазами, повторять одно лишь иностранное слово: butter, butter, butter, butter... В этом случае в вашей памяти будет связываться непосредственно уже само понятие “масло”, с английским словом его обозначающим “butter”, то есть “butter” становится понятием, а не просто переводом, который, кстати, при обычном механическом заучивании может легко подмениться другим - ведь для него в этом случае не существует, так называемой, чувственной, материальной основы, а только набор букв. Другими словами, перевод необходим вам только для того, чтобы знать, что представлять.

Еще лучше, если вы будете не только визуализировать образ запоминаемого слова, но и подключите к запоминанию другие органы чувств (слух, осязание, обоняние и т.д.). То есть сможете применить метод соощущений . Хорошо бы еще вспомнить что-нибудь особенное из своего личного, индивидуального опыта, связанное с этим словом.

В случае с “маслом” я бы предложила представить, как вы, например, проводите указательным пальцем по чуть подтаявшему куску сливочного масла, чувствуете его мягкость, температуру, видите дорожку, которая осталась на куске масла от вашего пальца. Затем можете представить, как вы облизываете палец, почувствовать вкус масла, можно представить как вы отрезаете маленький кусочек масла, опять же ощутив его твердость или мягкость, съесть этот кусочек, осознавая при этом все свои ощущения. Можно представить пятно от масла на одежде или полотенце. Можно попробовать услышать, как оно шкварчит на сковороде или с каким звуком оно падает на пол. Ведь наверняка хотя бы раз в жизни оно у вас или на ваших глазах падало, оно же скользкое. Можно представить кашу с еще не растаявшим кусочком масла, или вспомнить мудрое замечание о том, что если падает бутерброд, то он обязательно падает маслом вниз, и улыбнуться. Хорошо бы вспомнить что-то из своей жизни, связанное с маслом, например, как однажды оно растаяло в вашей сумке... Короче, представляйте то, что вам ближе. При этом надо постараться вспомнить и почувствовать как можно больше из того, что у вас связано с тем или иным понятием.

Я специально так долго перечисляла, что “можно”. Мне важно, чтобы вы осознали все многообразие того, как можно “прочувствовать” слово “butter” (как впрочем и любое другое иностранное слово). На самом деле визуализация, применение метода соощущений и автобиографических воспоминаний занимает совсем не много времени, как это может показаться, не больше 1,5 - 2 минут, а эффект дает ощутимый. Главное при всей этой “процедуре ни на секунду не забывать повторять и, желательно вслух: butter, butter, butter...,только тогда у вас сформируется понятие на иностранном языке для всего того, что вы представляли. Те же операции применимы и для запоминания глаголов, и для прилагательных и для других частей речи, главное уметь выделять существенные стороны в запоминаемых словах.

Почему же этот метод так эффективен? Дело в том, что он схож со схемой формирования понятий на родном языке у ребенка. Мама говорит ребенку: “Возьми стул”. Одновременно она показывает ему рукой на него, поясняя что именно надо взять. Ведь пока для ребенка слово “стул” - пустое место, набор звуков. Но вот он берет его, несет, чувствует габариты, вес , материал, из которого он сделан, запах дерева или ткани, видит его форму и т.д. Потом опять возникает ситуация со стулом, мама просит: “Подвинь стул”, или еще что-нибудь. Это может быть уже совсем другой стул и нужен он для того, чтобы на него встать и достать что-то, а не сесть, но мама же опять назвала этот предмет стулом, и малыш все больше и больше узнает о понятии “стул”, знакомится с его функциональным применением. Он сопоставляет существенные признаки и постепенно наступает такой момент, когда у ребенка понятие “стул” уже сформировано. Теперь ему уже больше не надо показывать рукой на него, он знает и сам, что такое стул. (По аналогии с этим, в ситуации изучения иностранных слов, когда сформировано именно понятие, у вас больше не возникнет необходимость заглядывать в словарь.)

Вы тоже можете представить себя ребенком, познающим мир, и, знакомясь с очередным иностранным словом, проделывать с ним все те операции, о которых я говорила выше, добиваясь постепенно, чтобы это слово превратилось для вас в понятие. Запоминая слова таким способом, вы сможете добиться их автоматического появления у вас памяти в нужный момент, то есть вы будете близки к тому, чтобы думать на языке.

Методы запоминания абстрактной информации

 Запоминать зрительную информацию в чистом виде нам приходится не так часто. Обычно мы все таки можем ее каким-то образом описать словами, и тогда уже назвать ее зрительной в строгом смысле этого слова нельзя. Однако встречается материал, который мы преимущественно запоминаем именно зрительно. Это абстрактные значки, символы, иероглифы, орнаменты и т.п. Потренироваться в запоминании зрительного материала такого рода очень полезно и просто так, для развития самой способности к запоминанию. Это такой же хороший тренинг (или если хотите, зарядка для ума) как и запоминание рядов несвязанных друг с другом слов.

Метод трансформации

Само слово “трансформация” произошло от латинского transformatio, что значит “превращение”. Именно в превращении чего-либо во что-либо и состоит этот метод. Термин “превращение” подразумевает под собой некий процесс, совершающийся постепенно. Так что-то маленькое становится постепенно большим и мы говорим, например: “Он превратился из маленького щенка в большого пса”. Что-то плоское превращается в объемное, черно-белое в цветное, незаконченное в завершенное и т.д.

Метод трансформации чаще всего применяется при запоминании графических символов (геометрических фигур, абстрактных значков и т.п.), а также при запоминании иероглифов. Метод трансформации состоит в превращении какого-либо в той или иной степени абстрактного символа в конкретный объект. Например, плоскую фигуру - прямоугольник, мы можем мысленно дорисовать до объемной фигуры - параллелепипеда (помните, как в школе нас учили делать из прямоугольника параллелепипед, дорисовывая пунктирными линиями невидимые грани), затем сделать его непрозрачным, раскрасить, а дальше уже пожеланию превратить его в кирпич, или в коробку торта, или в коробку от обуви, или в спичечный коробок, или в телевизор. Кому-то может показаться, что метод трансформации ничем не отличается от метода ассоциаций (например, при подборе ассоциаций к цифрам или буквам).

Действительно, между этими методами есть много общего. И самое важное из этого общего - цель или конечный результат применения и одного, и другого методов - получение из информации достаточно абстрактной, слабо пригодной для запоминания информации конкретной, образной, удобной для применения к ней различных мнемических средств (составление сюжета и т.п.). Основное же различие между этими двумя методами состоит вот в чем. При подборе ассоциации к какому-либо объекту, мы как бы задаем сами себе вопрос: “А что мне напоминает это, на что это похоже, с чем ассоциируется?” Иными словами мы подыскиваем из всех объектов, представленных в нашем сознании такой объект, который близок к первоначальному по каким-то параметрам. Ищем одномоментно, без каких-то бы ни было промежуточных стадий. При применении же метода трансформации мы приходим к конечной цели через промежуточные стадии, останавливаясь на них, проговаривая их про себя. Эти два метода можно сравнить с прыжком (в первом случае) на несколько метров в длину или же с преодолением того же расстояния шагами ( во втором случае), согласитесь в некоторых случаях имеет смысл пройти эти несколько шагов, например, чтобы лучше разглядеть окружающий пейзаж. Поэтому к некоторому виду информации удобнее применять метод трансформации. В этом случае легче проделать обратный путь - путь от конкретного объекта к абстрактному (ведь воспроизводить же надо первоначальный материал), поскольку дорога уже знакома - это во-первых. А во-вторых, производя превращение последовательно можно заметить, а следовательно и запомнить больше особенностей усваиваемого материала. Точно также, как если вы идете шагами, вы сможете обратить внимание на большее количество деталей окружающей вас обстановки и, в частности самой дороги, чем если вы будете передвигаться прыжками. Именно поэтому к некоторым графическим символам (или имеющим слишком много ассоциаций как, например, простые геометрические фигуры) в отличие от других (цифры, буквы) целесообразнее применять метод трансформации.

 

Как запомнить геометрические фигуры

Предположим, вам надо запомнить такую последовательность геометрических фигур:

круг, прямоугол. треугольник, трапеция, маленький круг, квадрат, ромб, трапеция, овал, маленький.прямоугольник

Как это сделать? Геометрические фигуры - это достаточно абстрактный для запоминания материал, следовательно сначала его нужно превратить в более удобную для запоминания форму. Поэтому я предлагаю сначала применять к каждой из фигур метод трансформации, а затем последовательно связывать их в сюжет. Тему сюжета можно выбрать заранее, а можно определить ее в процессе запоминания. Как правило заранее выбранная тема впоследствии облегчает вспоминание, особенно если вы запоминали не один ряд состоящий из однотипных элементов, а несколько. К тому же при запоминании конкретно этого материала (геометрических фигур) заранее суженное поле для нахождения образов не усложнит, а облегчит задачу, поскольку для геометрических фигур можно найти сколько угодно много различных образов в любых областях окружающего мира.

Итак, я выбираю тему для сюжета, пусть это будет “Сюжет на кухне”. Я постараюсь процесс трансформации первых нескольких фигур показать как можно подробнее. Первую фигуру - круг - я мысленно трансформирую в круглый блин. Сначала я утолщила совершенно плоский круг и подумала на что “кухонное” это могло бы быть похоже. Как-то неосознанно для самой меня этот круг приобрел желтоватый цвет, и тогда я превратила его в блин. В этом месте полезно применить метод соощущений: мысленно понюхать, потрогать, попробовать на вкус. Иногда образ для геометрической фигуры может появиться сразу, без промежуточных стадий. В таких случаях, в целях лучшего запоминания эти стадии нужно пройти искусственно, как бы вставляя их между первоначальной фигурой и результатом. Следующая фигура - прямоугольник. Я мысленно пытаюсь трансформировать его различными способами - утолщаю, делаю объемным и смотрю, на что бы это могло быть похоже, но не могу найти подходящего предмета, чтобы его легко связать с первым. Наконец, я решаю, не утолщая вытянуть его в длину и... сразу приходит в голову образ кухонного полотенца. Я представляю, как накрываю свой единственно испеченный блин полотенцем. (Я использую слова “единственно испеченный” специально, чтобы сюжет был все таки необычным - мы же никогда не печем блины по одному.) Следующий образ приходит сразу. Треугольник - это дырка на полотенце соответствующей формы. В процесс трансформации мне нужно вставить промежуточную стадию. Я представляю, что треугольник как фигура не сплошной, а только его каркас, то есть дырка треугольной формы. Следующая фигура - трапеция. Я трансформирую ее в совок, а для того, чтобы связать эту фигуру с предыдущими, представляю, как блин через эту дырку падает на пол и я беру совок для того, чтобы его убрать. Маленький круг я превращаю в мышку, которая забирается на совок и поедает остатки блинчика.

Продолжите сюжет самостоятельно или придумайте для оставшихся пяти фигур новый сюжет.

Можете проверить себя, зарисовав все десять запоминавшихся фигур, стараясь соблюдать их пропорции. Это совсем несложно сделать, если вы будете использовать при вспоминании промежуточные стадии трансформации.

Запоминание таблиц с графическими символами

Для запоминания рядов или таблиц, состоящих из символов, подобных тем, которые вы видите ниже, также целесообразно использовать метод трансформации вместе с методом последовательных или связанных ассоциаций. Их запоминание осложняется лишь тем, что для подобных значков гораздо меньше потенциальных объектов, в которые их можно было бы превратить, чем в ситуации с простыми геометрическими фигурами. Однако обратите внимание на то, что некоторые из них можно трансформировать в большинство тех же объектов, в которые вы трансформировали простые геометрические фигуры, проявляя фантазию и воображение для запоминания их особенностей. Например, круг в мелкую крапинку вы можете превратить также, как и простой круг, в блинчик, но этот блинчик может быть с изюмом, а квадрат с диагональными полосками может быть все той же коробкой с тортом, но случайно поставленной на свежевыкрашенную скамейку. А одна десятилетняя девочка сказала мне, что квадрат с диагональной полоской - это вид через открытую чердачную дверь на небо и провода, которые тянутся над крышей. Вот это фантазия! Некоторые значки напоминают вполне реальные предметы, и для них существует не так уж много вариантов объектов, в которые их было бы можно трансформировать, однако, если проявить побольше фантазии и воображения, то это окажется не совсем так. Например, звездочка. Первое, что обычно приходит в голову – это звезда на небе, звезда на Кремлевской башне, морская звезда, салют и еще, быть может, леденец на палочке в виде звезды. Но ведь форму звезды может иметь и печенье, ее форму могут иметь серьги для ушей, в синхронном плавании также есть фигура под названием звезда и т.п. При запоминании графических символов или значков важно запомнить не только форму или название элемента, но и его особенности, пропорции, размер относительно других элементов таблицы, наличие штриховки и ее характеристики и др. ( в отличии, скажем, от цифр, при запоминании которых важно запомнить лишь их “номинал”). Поэтому для запоминания таких значков лучше подходит именно метод трансформации, который позволяет при запоминании сделать акцент на всех особенностях элемента. Не забывайте про метод соощущений, который также бывает незаменим при запоминании сложных графических символов.

Вы наверное уже усвоили, что для запоминания любого рода абстрактной информации ее надо предварительно превратить в более удобный для запоминания, неабстрактный материал. В случае, когда символы выглядят например так: !!!!! мы предлагаем применить метод трансформации путем дорисовывания. Итак, мы представляем, что каждый из приведенных абстрактных значков, это часть какого-то реального объекта. Поэтому мы направляем свой поиск не на нахождение целого объекта, напоминающего наш значок, а задаем себе вопрос: “Частью чего могла бы быть эта “загогулина”? И пытаемся мысленно или реально дорисовать эту “загогулину” до чего-то целого. Как вы догадываетесь запоминать то мы будем как раз эти “целые”, составляя из них сюжеты или пользуясь методом связанных ассоциаций, или применяя метод Цицерона - кому как легче.

После того, как вы дорисуете каждый из элементов до целого предмета (животного, растения и т.п.), выделите в нем запоминаемую часть (мысленно или реально), остановитесь на ней (как на промежуточной стадии трансформации), ведь воспроизводить вам придется именно этот кусок вашего “целого”.

 


 

Страница 5 из 5

 


ПЕРЕХОД ПО СТРАНИЦЕ
bullet_heart.gif

Приёмы эффективного запоминания

Метод запоминания слов при помощи МВВО

Методы запоминания абстрактной информации

Метод трансформации

Как запомнить геометрические фигуры

Запоминание таблиц с графическими символами

            

1407.gif   1407.gif

 


 Copyright © 2008 xLeks139
Используются технологии uCoz