1134.gif

1131.gif             

 

 


Найти: на:
 

memo01.gifнавигация: cats_next.gifЭто полезно знатьcats_next.gifНекоторые приёмы эффективного запоминания

СОДЕРЖАНИЕ
bullet_heart.gif

Главная страница
Моя автобиография
Город Рыбинск
Прогноз погоды
Это полезно знать
Интересные ссылки
Вопросы-ответы(FAQ)
Фотогалерея
Юмор
Разное
Контакты

 

ПЕРЕХОД ПО РАЗДЕЛУ
bullet_heart.gif

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

 

 

 

1237.gif Некоторые приёмы эффективного
запоминания
1237.gif

1409.gifВСТУПЛЕНИЕ.

Проблема с числами в том, что они холодны и бесчувственны. Сгруппируйте несколько букв вместе и вы получите слово, которое что-то обозначает - образ, эмоцию, личность. Соберите вместе несколько чисел и все, что вы получите - это другое число.

Множество людей считают числа скучными, слишком скользскими, чтобы с ними общаться. А числа все еще играют очень важную роль в нашей жизни. Числа повсюду. Разве не было в нашей жизни моментов, когда бы мы желали запоминать числа не записывая их?

Представьте себе что на вечеринке вы встречаете женщину (мужчину), она дает вам свой адрес, улицу, этаж, номер квартиры - однако у вас нет ручки чтобы записать. Она продолжает сообщать вам свой телефонный номер и назначает день и время, для новой встречи. Вы просыпаетесь следующим утром и не можете вспомнить ни йоты из того, что она вам сказала. (Вы можете, конечно, запомнить ее имя, если читали 3 Главу).

Вы спускаетесь вниз, с затуманенными глазами и в депрессии, и вскрываете свою почту. Банк послал вам новый Личный Идентификационный Номер для вашей пластиковой карты. Вы дважды задумываетесь о том, что хорошо бы его записать, памятуя о том, что произошло в последний раз. По дороге на работу вы настолько концентрируетесь на запоминании числа, что выходите не глядя на улицу и вас сбивает машина. Ползая на четвереньках вы находите свои очки, смотрите вслед исчезающей вдали машине и пытаетесь запомнить ее номерные знаки. По дороге в больницу врач спрашивает ваши Номер Общественного Здравоохранения и Номер Государственного Социального Страхования. Полисмен, расследующий причину несчастного случая, по ошибке требует ваши водительские права. И наконец, когда в больнице выносят заключение, что вас возможно лечить только частным путем, кто-то просит вас сообщить детали вашего банковского счета, при отсутствии номера вашей кредитной карты.

ОК, конечно мы не проживаем наши жизни как Мистер Бин. В наше время большинство из нас носят ручки, фило-факсы, и даже персональные органайзеры. Однако, всегда могут возникнуть случаи, когда нам необходимо запоминать числа. В следующих главах я обьясню как запоминать числа (до 10 знаков), и в особенности, телефонные номера.

Наверное каждый человек хотя бы раз в жизни задавался вопросом, а существуют ли какие-нибудь приемы и техники, позволяющие запоминать различную информацию более эффективно, то есть сделать процесс усвоения знаний более легким и естественным, одним словом, как затратить меньше сил на запоминание и как ускорить или оптимизировать этот процесс.

Однако мало кто из задававших себе этот вопрос действительно пытался найти на него ответ, хотя некоторые из приемов эффективного запоминания большинство людей неосознанно применяли, но лишь немногие из них делали это системно. К сожалению, сложилось так, что ни в школах, ни в высших учебных заведениях техники быстрого запоминания не преподаются (только в очень редких случаях, по инициативе талантливых педагогов). Вот уже свыше 12-ти лет проводя занятия и тренинги по развитию памяти и внимания, я на каждом (!!!) занятии слышу (и не по одному разу!) одни и те же вопросы-возмущения: “Ну почему же нас этому не научили в школе? Это же так просто! На сколько легче нам было бы справиться с программой обучения, если бы мы знали приемы эффективного запоминания, и могли бы применить их к изучаемому материалу! Сколько бы времени, сил и нервов мы бы сэкономили!”

А ведь большинство техник быстрого запоминания существуют уже не одну сотню и даже тысячи лет. Конечно, они модифицируются и усовершенствуются, но в системе общего образования нам не рассказывают даже о том, чем с успехом пользовались наши предки. Замечу также, что в древние времена, когда письменность, и тем более книгопечатание не были так хорошо распространены, и каждая книга обходилась ну очень дорого, приемами эффективного запоминания пользовались абсолютно все, кому было необходимо что-либо запоминать. И я точно знаю, что элементы быстрого запоминания преподавались в те времена в самых лучших учебных заведениях.

В данном случае можно сказать, что мы все в какой-то степени оказались заложниками прогресса. Мы все умеем читать и писать, поэтому стало легче записать необходимую информацию, чем ее запомнить, вот мы и записываем, а наша память тем временем просто отучается работать. И мы, зачастую, оказываемся совершенно беспомощными, когда написанное нам нужно еще и запомнить. Как только ребенку становится легче писать, чем запоминать, то есть когда навык письма автоматизируется, он перестает запоминать, то есть он уже реже задействует свою память, а она, естественно (как и любой другой реже используемый орган или навык) начинает хуже работать. Закончив же учебу полностью, человек оказывается в ситуации, когда запоминать какой-либо материал, от него требуется еще реже (в школах и ВУЗах запоминать, с тем, чтобы ответить и получить оценку все же приходится часто), и он совсем перестает задействовать свою память. Реже задействует, она начинает работать хуже, возникает недоверие к собственной памяти, ее задействуют все меньше и меньше. Она, соответственно работает все хуже и хуже, начинает подводить, поэтому ей доверяют все меньше и меньше (записывают уже абсолютно все)... В результате большинство людей оказываются в замкнутом круге, выход из которого только один - чаще задействовать свою память, тренировать и упражнять ее, чтобы не оказаться с годами в беспомощном состоянии. Если вы приступаете в 30-40 лет к изучению нового языка, и его освоение дается вам с большим трудом, чем в детстве, то это совсем не потому, что память с возрастом ухудшается. Напротив, по данным многих исследователей памяти, память в этом возрасте может быть даже лучше, чем в детстве, но лучше она у тренированных людей, тех, кто постоянно упражнял ее. Иностранный язык же дается с большими, чем в детстве усилиями в первую очередь потому, что был большой перерыв в активном использовании памяти. Попробуйте в течение нескольких лет не подходить к музыкальному инструменту, которым вы хорошо владели, и вы непременно заметите, что ваше мастерство значительно ухудшилось, а то, что раньше давалось вам с легкостью, требует теперь больших затрат сил и энергии. Это относится к любому навыку - и к игре на музыкальных инструментах, и к выполнению сложных физических упражнений, и к вождению автомобиля, и к выполнению математических вычислений в уме, и в том числе к способности запоминать. Однако, следует заметить еще одну закономерность. При усвоении того же иностранного языка, как, впрочем, и любых других наук, взрослый человек потенциально находится в более выигрышном положении, чем ребенок, так как в отличие от последнего обладает значительно более развитыми способностями к обобщению, систематизации и классификации знаний, категоризации, обладает большей избирательностью мышления, планированию учебного процесса и т.п. Поэтому, взрослый человек с тренированной памятью значительно опережает ребенка в темпах и качестве обучения. Однако, все вышеперечисленные преимущества взрослого человека нивелируются его нетренированной памятью, что и сформировало в обществе устойчивое мнение, что в детстве обучение дается легче. Тема эта интересная и объемная, в рамках помощи к программе хоть сколько-нибудь полно осветить ее не предоставляется возможным, смотрите список рекомендуемой литературы.

В общем единственный важный вывод, который, я надеюсь, вы сделаете после прочтения этих строк - это тот, что запоминать полезно, и лишь выполняя эту работу вы сможете не только сохранить хорошую память до глубокой старости, но и улучшить саму способность запоминать различную информацию. А что значит сделать процесс усвоения знаний более легким и естественным, тем самым ускорив процесс любого обучения...

Техники эффективного запоминания.

Все приемы эффективного запоминания можно условно разделить на пять групп:

  • приемы запоминания порядка (последовательности) элементов
  • приемы запоминания соответствий (например, страна - ее столица, слово - его перевод, автор - принадлежащие ему произведения и т.д.)
  • вспомогательные приемы, необходимые для перекодировки неудобной для запоминания информации в более пригодный для усвоения вид,
  • принципы эффективного запоминания
  • знание законов рационального запоминания для правильного использования природной памяти: уменьшения нагрузок на память и улучшения качества запоминания

Принципы эффективного запоминания

Базовые принципы запоминания

В основе же эффективного и быстрого запоминания лежат (и это известно еще со времен Древней Греции) всего два фактора - АССОЦИАЦИИ и ВООБРАЖЕНИЕ. Это фундаментальные основы абсолютно всех методов, о которых вы узнаете из этой книги.

Ассоциирование - это такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой появление другого. Каждый из вас в своей жизни сотни тысяч раз сталкивался с примерами ассоциаций. Можно даже сказать, что они являются строительным материалом не только нашей памяти, но и нашего мышления. При этом наше сознание включает в себя очень разнообразные типы ассоциаций. Когда вы видите санки - они напоминают вам о зиме, то есть, можно сказать, что санки ассоциируются у вас с зимой. Встретив старого друга, вы можете вспомнить, например, школу, в которую вы вместе ходили, незнакомый человек, встреченный вами на улице, может напомнить вам вашего хорошего знакомого, то есть, можно сказать, что он будет ассоциироваться с ним и т.д. Но все это ассоциации, которые уже имеются в вашей памяти.

Для того же, чтобы научиться управлять своим процессом запоминания и овладеть техниками эффективного усвоения информации - то есть уметь встречать любую информации активно (а не рассчитывать только на свою натуральную, природную память) вам необходимо научиться создавать связи (или ассоциации) между любыми двумя фактами. Одним словом, первое чему вам необходимо научиться - это создавать ассоциации.

Воображение - это второй (и не менее значимый) фактор, который вам потребуется для овладения искусством хорошего запоминания. Воображение - это то, что необходимо постоянно призывать на помощь в процессе усвоения новой информации. “Воображение важнее знания, потому что знание ограниченно, а воображение охватывает весь мир, стимулируя прогресс и эволюцию”, говорил Эйнштейн. Фантазия и визуализация - это в свою очередь две основы хорошего воображения. Что такое фантазия - известно всем. Визуализация же - это способность ярко и живо (реально) представлять мысленно то, о чем вы думаете. У некоторых людей способность к визуализации развита очень хорошо. Но большинству требуется специальная тренировка для того, чтобы развить в себе эту способность. Чем больше вы будете пытаться визуализировать, тем лучше раз от раза это будет у вас получаться. (Способность к визуализации важна не только для овладения приемами эффективного запоминания. Благодаря ей можно творить разные другие полезные вещи, например, творчески мыслить, снимать зубную или головную боль, излечивать более серьезные заболевания, делать успехи в бизнесе - но все это - тема отдельной книги.)

Вернемся к ассоциациям. Не всякая ассоциация позволяет неразрывно связать между собой некоторые факты. Существуют так называемые принципы правильного ассоциирования, которые позволяют свести риск потери информации к нулю и о которых вы прочтете в разделе “Другие прнципы эффективного запоминания”.

Другие принципы эффективного запоминания

Человечеством накоплено достаточно большое количество разнообразных приемов и техник быстрого запоминания. Если же попробовать описать всевозможные их сочетания, то книга получится весьма внушительных размеров, но все равно не сможет вместить в себя абсолютно все варианты техник. Да и не очень то большой будет иметь смысл прочитывать и осваивать все эти разновидности, поскольку часто они на столько субъективны и индивидуальны, что для другого человека они могут оказаться довольно бесполезными. Поэтому каждому решившему освоить техники быстрого запоминания имеет смысл выработать свой индивидуальный набор способов запоминания, базирующийся во первых, на основных техниках запоминания (о которых вы узнаете в следующей главе), во вторых, на основных принципах эффективного запоминания и в третьих, на умелом сочетании основных техник и принципов. То есть каждый человек должен подстроить существующие приемы под себя, выбрать или даже придумать такие стратегии усвоения информации, которые будут для него комфортными, удобными и максимально результативными. Пользы от такого запоминания будет значительно больше, чем от применения чужих шаблонов. В конце всего раздела, посвященного техникам быстрого запоминания, я обязательно опишу несколько примеров, иллюстрирующих как можно сочетать различные приемы и техники для запоминания информации различного рода.

Теперь давайте остановимся собственно на принципах эффективного запоминания. Что же это такое? Принципы эффективного запоминания - это те приемы, которые не являются сами по себе техниками быстрого запоминания, а их применение осуществляется параллельно с какой-либо из них (или же с их сочетанием). Целью же их применения является улучшение эффективности применяемых техник. Можно даже сказать, что техники быстрого запоминания, применяемые без использования этих принципов, теряют половину, если не две трети своей эффективности. С другой стороны, при включении в процесс запоминания этих принципов существенно облегчается сам процесс запоминания. Но самое главное - возрастает его качество. То есть информация может сохраняться в памяти очень и очень длительное время (если есть в этом потребность то материал может быть усвоен навсегда), без повторных к ней обращений.

Вот эти принципы:

  • необычность, нестандартность – одно из основных свойств нашей памяти – фиксировать все самое необычное и нестандартное из того, что попадает в поле восприятия. Было бы непростительной ошибкой не использовать это свойство в запоминании. Поэтому ассоциации, которые вы придумываете должны быть необычными, яркими, вызывающими удивление, причудливыми. Не стесняйтесь своих нестандартных ассоциаций, ими вы помогаете своей памяти.
  • синестезия (соощущения) – используйте различные чувства и ощущения в запоминании. Пусть ваше запоминание пойдет сразу по нескольким аналам: зрительному, слуховому, тактильному (ощущения от прикосновения), кинестетическому (ощущения от движения и пространственной ориентации), обонятельному, вкусовому. Чем больше каналов вы задействуете на этапе запоминания, тем больше получите на выходе, тем больше вероятность, что при сбое в одном из каналов, информация сохранится в другом, тем полнее и точнее будут ваши воспоминания.
  • преувеличение (или изменение) – создавая образы преувеличивайте (изменяйте в большую или меньшую сторону) размеры, форму, свойства и количество объектов, делая таким образом их более необычными и запоминающимися
  • активное действие, движение -
  • чувство юмора – движущиеся образы запоминаются лучше, при создании ассоциативных связей заставляйте образы совершать всякие активные действия: разбивайте, превращайте, подбрасывайте, окунайте, склеивайте, заворачивайте, подменяйте, заставляйте одни объекты принимать свойства других
  • символизм - используйте символы и коды, особенно это касается запоминания абстрактных фактов
  • порядок, структура – позвольте своему левому полушарию помочь правому, упорядочивайте образы, создавайте из них структуры
  • простота – придумывайте точные, но простые образы и ассоциации, сложные и “накрученные” образы не способствуют запоминанию, ваши образы должны содержать только те сведения, которые вы хотите запомнить, никаких лишних слов
  • вхождение – если вы как бы входите в картинку, которую вы хотите запомнить или в придумываемую вами ситуацию, то это помогает запоминанию, поскольку вы можете “пропустить все через себя”, сами совершить действия с объектами, задействовать все органы чувств
  • цветовая гамма – чем больше цветов вы используете, тем более яркими станут ваши образы, а значит, и лучше запоминающимися
  • избыточность – старайтесь всегда запомнить больше, чем вам кажется, что вы можете, обращайте внимание на все свойства запоминаемого материала
  • положительность образов – многочисленные исследования доказывают, что приятные, положительные образы запоминаются лучше, чем негативные. Мозг “не хочет связываться” с отрицательными образами и стремится поскорее от них избавиться
  • чувство юмора – все то, что вызывает улыбку и смех, как правило, очень хорошо запоминается, используйте это свойство!
  • сексуальность – если у вас нет внутреннего табу на все, касающееся сексуальных тем, то смело используйте различные сексуальные образы, человек отлично запоминает такого рода вещи, используйте эту способность

Необязательно использовать все принципы эффективного запоминания одновременно. Обычно люди используют лишь некоторые из них - те применение которых положительно сказывается на результатах усвоения информации, то есть те, на которые память откликается наиболее отзывчиво. Здесь, как и в любом другом деле, каждый выбирает удобный для себя стиль.

Примеры создания ассоциативных связей с использованием принципов запоминания

Предположим, вам надо придумать ассоциативную связь между словами БЕГЕМОТ и МАСЛО. Самая стандартная и неинтересная ассоциация - “бегемот ест масло”. А так как все обыденное и стандартное мы забываем, то есть большая вероятность ее не запомнить. Однако, если в голову не приходит ничего более интересного или дефицит времени, то, применив некоторые из принципов, ее тоже можно сделать запоминающейся. Зрительные образы проносятся у нас перед глазами за доли секунд - на много быстрее, чем это возможно проговорить. Поэтому доработка ассоциативного образа (особенно с приобретении некоторого опыта) не занимает много времени, зато является неоценимым вкладом в качество запоминания.

Итак, попробуем применить принцип “преувеличения”. Пачку масла можно представить не стандартного размера, а огромного, величиной с многоэтажный дом. Бегемота же, наоборот, можно сделать маленьким. Еще можно изменить количество бегемотов - то есть представить много-много маленьких бегемотиков. Теперь представьте на огромной пачке масла целую кучу малюсеньких бегемотиков, которые стремительно ее поедают. Такую связь вы уже вряд ли забудете. Вы должны научиться придумывать такие связи, которые будут удивлять вас самих. Один из способов это сделать - представить себя режиссером смешного мультфильма, задача которого рассмешить и удивить зрителей (или жюри конкурса), сделать так, чтобы они его выделили и запомнили.

Хороших вариантов связей между двумя словами может быть сколько угодно, но это не значит, что они будут хорошими для всех. Учитесь прислушиваться к своей памяти. Например, после вышеприведенной связи кто-то вместо слова “бегемот” в единственном числе может вспомнить слово “бегемоты”, а кто-то правильно оценит, что множественное число было плодом его фантазии.

Другой вариант использования “преувеличения” (одновременно с принципом “движения”. Огромная пачка масла падает на бегемота, придавливает его, он выбирается из-под нее весь испачканный в масле. Очень важно постараться избежать лишних слов-образов, во всяком случае постараться не проговаривать их. Например, использовав связь “бегемот плавает в луже масла”, вы рискуете вспомнить слово “лужа”. Хотя и не факт. Все зависит от вашей индивидуальной силы образов, способности к визуализации, а также от использования принципа “соощущений”.

Еще вариант: большая пачка масла застряла в пасти бегемота и “не туда не сюда”. Такую связь хорошо бы продолжить, как бы довести до завершения сцены: и он в ужасе бегает с ней по... или трется ею о землю...

Замечу еще раз. Научиться придумывать нестандартные запоминающиеся связи между любыми двумя очень и очень важно. Поэтому давайте рассмотрим еще несколько примеров. Пара слов: ДЕРЕВО и ТЕЛЕВИЗОР. Связь “дерево показывали по телевизору” отметаем сразу, как слишком стандартную и статичную. “Из телевизора выросло дерево” - значительно лучше. Но если бы вы проходили тестирование нестандартности мышления, много очков за такую связь вы бы не получили. (В подобных тестах количество балов обратно пропорционально частоте встречаемости придуманной связи.) Эта связь во всевозможных вариациях (дерево выросло вверх, дерево выросло в сторону, дерево пробило экран и т.п.) встречается довольно часто. Связи других типов: “на дереве выросло много маленьких телевизоров” (есть необычность, изменение количества, но мало движения, такую связь нужно обязательно визуализировать); “в дерево вмонтирован телевизор”. Самая оригинальная связь, которую мне приходилось слышать на эту тему: “Дистанционным управлением телевизора служит небольшое дерево - дергаешь за веточки - переключатся каналы”.

 

Способы запоминания порядка элементов

Все способы запоминания порядка элементов можно разделить на две группы

  • метод последовательных ассоциаций ( его еще называют методом рассказа, метдом цепочки и т.д., но суть его от этого не меняется
  • метод связанных ассоциаций, имеющий море разновидностей, все из которых состоят в том, что тем или иным способом составляется вспомогательный список, который служит опорой для запоминания различных списков. Создание вспомогательного (или опорного) списка является ключевым моментом для запоминания информации при помощи метола связанных ассоциаций, поэтому впервую очередь следует ознакомиться с видами опорных списков и способами их постороения.

Основные способы построения опорных списков

    • специальное запоминание списка слов, для его использования в качестве опорного
    • использование ключевых слов хорошо известного чаще всего стихотворного произведения (выученной в детстве поэмы, стихотворения, текста хорошо знакомой песни и т.п.)
    • метод мест (самый древний способ запоминания порядка, носит самые различные названия: метод Цицерона, метод Симонида, метод Римской комнаты, метод локуса и т.п.)
    • использование образов цифр (простое и с увеличением объема)
    • использование слов-рифм к цифрам (простое и с увеличением объема)
    • использование в качестве опорного словесно-числового списка (СЧС), составленного при помощи ЦБК - сложная для освоения, но самая мощная техника
    • использование других способов перекодировки цифр (цвет, материал и т.д.) для составления на этой основе опорного списка

Кроме вышеперечисленных, есть и другие техники составления опорных списков, основанные в большинстве случаев на сочетании различных способов. Нельзя не отметить и тот факт, что каждый серьезно решивший овладеть техниками быстрого запоминания должен выработать свои индивидуальные приемы запоминания, ориентируясь на уже известные и умело их сочетая. Однако для того, чтобы выработать свой собственный прием (приемы) запоминания необходимо попробовать те, которые уже существуют (причем попробовать лучше не по одному разу) и выбрать среди них те, на которые именно ваша память откликается наиболее отзывчиво. Несмотря на то, что память людей в глобальном смысле устроена более или менее одинаково, память каждого человека имеет свои индивидуальные особенности, которые зависят от очень многих факторов, поэтому и работает она по своей собственной программе. Все это надо учитывать, вступать в диалог со своей памятью и предлагать ей разные виды помощи. (Здесь необходим яркий пример из жизни!)

Метод последовательных ассоциаций (цепочка)

Метод последовательных ассоциаций заключается в последовательном увязывании элементов списка в единый сюжет (рассказ, фильм). Главное, не перескакивать к боле ранним словам, а связывать слово к слову, как будто соединять звенья цепочки, иначе при вспоминании вы можете упустить не сцепленный с двух сторон элемент. Ну и конечно, важно помнить о всех принципах успешного запоминания и их использовать. А то, что ваш сюжет должен быть нестандартным, удивительным или захватывающим - это обязательное условие! Почаще примеряйте роль режиссера. И еще. Каждый элемент списка должен выступать значимым “действующим лицом”, а не играть вспомогательные роли.

Постарайтесь уловить нюансы построения ассоциативной цепочки на следующем примере. Нам нужно запомнить последовательность 20 слов: БАТАРЕЙКА, ВЕДРО, БЕЛКА, СПИЧКА, ТРАКТОР, ВЕШАЛКА, САХАРНИЦА, КОВЕР, ДУШ, ТЕННИС, КАРУСЕЛЬ, МОЛОКО, ЧЕРДАК, ВЕРНИСАЖ, САПОГ, ПРУЖИНА, ВЕРБЛЮД, ПОРТФЕЛЬ, СУГРОБ, СКОВОРОДА

Ваш сюжет должен идти на грани фантазии и логики (причинно-следственных отношений), удаление в ту или иную сторону может испортить качество. Итак.

Батарейку закидываем в ведро (постарайтесь услышать звук удара, почувствовать прохладную поверхность батарейки). Из ведра выпрыгивает перепуганная белка. Она поджигает огромную спичку. Горящую спичку она кидает в трактор. Трактор от спички заводится, развивает бешеную скорость и со всего размах врезается в огромную, одиноко стоящую вешалку. На вешалку надеты перевернутые сахарницы (как шапки) (постарайтесь услышать их позвякивание). Сахар из них рассыпается на ковер, теперь он весь в сахаре, липкий. Приносим душ и смываем все это безобразие. От душа отвинчиваем насадку и начинаем ею играть в теннис. Затем из теннисных ракеток сооружаем карусель. Она раскручивается, и когда достигает максимума скорости из ее центра начинает бить струи молока. Молоко бьет такой мощной струей, что достигает чердака соседнего здания и заливает его. На чердаке располагался вернисаж, но теперь все его экспонаты плавают (в молоке). Уцелел сапог, им все вычерпываем, спасая вернисаж. К сапогу приделана большая пружина. Оттолкнувшись, при помощи пружины летим вниз и оказываемся верхом на верблюде. Верблюд во рту несет гигантский портфель, раскачивая им в разные стороны (почувствуйте запах кожи, поверхность пряжки или замка портфеля). Портфель падает в огромный сугроб и исчезает в нем. Для того, чтобы отыскать портфель в сугробе, его надо растопить, что мы и делаем, используя для этого сковороду. (Представьте, как вы накладываете куски сугроба на сковородку, и они тают на ваших глазах.)

Обратите внимание, что список усвоенный методом цепочки, вы с легкостью сможете воспроизвести с конца до начала, через одно слово и т.д. Т.е. вы владеете информацией лучше, чем если бы его зубрили.

Важно помнить и то, что свои (придуманные самостоятельно) ассоциации и связи всегда лучше навязанных извне (плодов чужой, пусть даже очень яркой) фантазии.

Вы можете отработать метод последовательных ассоциаций, выполняя специальные упражнения и оценивая свои ошибки. Где они возникают, закономерности возникновения ошибок, с чем могут быть связаны, какие связи максимально помогают вашей памяти, от каких связей следует отказаться как от малоэффективных. Все это очень индивидуально.

Метод связанных ассоциаций

Суть метода

Для того, чтобы запомнить список элементов этим методом нужно поочередно связывать каждое слово запоминаемого списка с соответствующим словом опорного, хорошо известного вам списка (а не друг с другом как в методе последовательных ассоциаций). То есть первое слово нового списка вы должны ассоциативно связать с первым словом опорного списка, второе со вторым... девятое с девятым и т.д. Естественно, что количество слов (крючков, мест) опорного списка должно быть не меньше, чем в запоминаемом.

Разновидности метода связанных ассоциаций зависят от способа построения опорного списка, а их очень много.

Давайте рассмотрим суть метода на примере. Итак, для начала нам нужен хорошо знакомый список слов, который мы будем использовать в качестве опорного. Хорошее знание вспомогательного списка - обязательное условие его использование.

Предположим, что вышеуказанный список из 20 слов и является таким хорошо заученным списком. Можете вернуться и повторить его.

А вот новый список: БАНАН, НОЖНИЦЫ, МЫЛО, НАСОС, ВЕРТОЛЕТ, ЗУБНАЯ ПАСТА, ХОЛОДИЛЬНИК, ЛОМБАРД, КОСТОЧКА, …

Наша задача попарно связывать слова старого списка со словами нового. Связываем батарейку с бананом: представим, что батарейку вставили в банан, ион стал самостоятельно очищаться. Ведро и ножницы: (чтобы пару запомнить - связь должна быть нестандартной, нельзя ограничиваться связью: в ведро положили ножницы) Представьте, что ведро разрезают огромными ножницами (на узкие полоски), белка и мыло: белка разгрызает кусок мыла на мелкие кусочки (почувствуйте запах и ощущение мыла во рту). Спичка насос: огромное количество спичек засунули в насос, так много, что они вылезают наружу, насос перестает работать. Дальше продолжайте самостоятельно – к каждому слову старого списка привязывайте слово нового.

Эта разновидность метода связанных ассоциаций приведена лишь для того, чтобы объяснить его суть. В реальной жизни намного удобнее использовать другие опорные списки.

Использование стихотворного текста в качестве опорных списков.

В качестве отличного опорного списка могут быть использованы ключевые слова (существительные) хорошо знакомого вам произведения (чаще стихотворения или песни, ведь именно их мы обычно заучиваем наизусть). Вот, например, начало одного из списков, который часто применяю я: ворона, бог, сыр, ель, завтрак, рот, лиса... Вам ничего не напоминает этот список? Правильно. Это ключевые слова басни И.А. Крылова “Ворона и лисица”. Слова, в плане удобства привязывания к ним других слов просто замечательные (яркие, их легко представить, связать с ними любое, даже самое скучное, например, “мелиорация” слово). А выучила я их (то есть не их, конечно же, а басню) в школе так, что ночью разбуди расскажу без запинки расскажу. Таким образом, если вы подготовите несколько таких вот списков, вам останется запоминать только то, с каким из них вы связали запоминаемый ряд слов.

Из песен или стихов вы можете взять какие угодно слова, превратить некоторые глаголы и прилагательные в существительные, главное для вас запомнить итоговый список. (Слова в списке, естественно, не должны повторяться и, по возможности, не должны быть абстрактными.)

Посмотрите, какой вспомогательный список из 15 слов получился у меня из начала пушкинской поэмы “Руслан и Людмила” (тоже, кстати, отрывок, известный абсолютно всем, по-моему, и вы можете применять уже именно этот список, а можете что-то в нем переделать на свой вкус. Я включила в список только слова, вызывающие реальные образы.

ЛУКОМОРЬЕ, ДУБ, ЦЕПЬ, КОТ, ПЕСНЯ, ЛЕШИЙ, РУСАЛКА, ВЕТВЬ, ДОРОЖКА, СЛЕДЫ, ЗВЕРИ, ИЗБУШКА, НОЖКИ, ОКНО, ДВЕРЬ.

Как вы догадываетесь, слова вспомогательного списка совсем не обязательно представлять их в контексте этого произведения, то есть ножки могут быть вовсе не курьими, а человеческими, а дорожка ковровой, ведь эти слова нужны нам лишь как хорошо заученная последовательность.

Посмотрите, как можно связать список дел, который, предположим, необходимо сделать назавтра со словами вспомогательного списка.

1. пропылесосить (запоминаем слово “пылесос”)

2. прокипятить молоко, чтобы не прокисло (молоко)

3. пришить вешалку (иголка)

4. снять высушенное белье (прищепка)

5. засыпать яблоки сахаром для варенья (яблоко)

6. поколоть орехи для торта (орехи)

7. вымыть окно (окно)

8. отправить телеграмму (телеграмма)

9,10, 11, 12. купить: свеклу (свекла), капусту, майонез, стиральный порошок

13. оплатить счет (счет)

14. подготовить доклад (доклад)

15.сходить в парикмахерскую (парикмахерская)

Теперь связываем по очереди слова вспомогательного списка со словами из списка дел.

Представляем, как пылесосим Лукоморье; из ДУБА льется молоко; ЦЕПЬ вставлена в ушко ИГОЛКИ; у КОТА на каждом ухе по прищепке; ЛЕШИЙ объелся ЯБЛОК, РУСАЛКА колет ОРЕХИ кончиком своего хвоста, на ДОРОЖКЕ лежит ОКНО (вы на него наступаете, и оно разбивается); СЛЕДЫ испачкали телеграмму (и ее текст невозможно разобрать)... Дальше при желании можете продолжить самостоятельно.

От того насколько удачные связи между словами вам удастся создать зависит успешность вашего последующего воспроизведения. Не забывайте про 4 правила составления ассоциаций. Например, если вы просто представите Лешего, поедающего ЯБЛОКИ, вы можете забыть такую связь. Если же вы используете принцип преувеличения и представите, что леший ОБЪЕЛСЯ яблок

Напомню, что умение создавать хорошие ассоциативные связи является необходимой составляющей большинства методов развития памяти. о которых вы узнаете в дальнейшем, поэтому, если вы действительно решили развить свою память и овладеть эффективными техниками запоминания, имеет смысл уделить этому побольше внимания.

Метод Цицерона

Этот метод назван так в честь одного из самых блестящих ораторов в мировой истории, государственного деятеля Римской Республики. Его имя Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.) Прославился он и тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен. Однако другие источники утверждают, что еще до Цицерона этот метод с успехом применял древнегреческий поэт Симонид, и, следовательно, своими истоками он уходит еще во времена Древней Греции. В любом случае этот метод является, пожалуй, самым древним из всех существующих на сегодняшний день техник запоминания.

Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой Римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.

Прежде чем начать учиться применять этот метод, вам необходимо договориться с самим собой о последовательности обхода комнаты, другими словами, о последовательности мест, на которых вы будете размещать свою информацию, то есть – подготовить опорный список. Запоминая последовательность элементов методом Цицерона первый раз, попробуйте пройти по комнате реально, как и он, а при этом расставлять элементы мысленно. В других случаях расхаживать по дому, как это делал Цицерон, не обязательно, достаточно представлять ее мысленно (комната, конечно должна быть очень хорошо знакомой). Начните со своей комнаты (кабинета) как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т.д. по часовой стрелке. Когда у вас будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, вы сможете задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть у вас будет больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничтесь самыми заметными предметами в комнате. Вообще же, чем у большего количества предметов расположение вы помните, тем лучше, тем большее количество элементов вы сможете запомнить. Используйте последовательно все предметы, которые, в вашей комнате всегда имеют одно и то же место: замок, диван, картина, бра, софа, карниз, шторы, подоконник, книжные полки, стол. Кроме последовательности слева направо соблюдайте последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим). Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру и хорошо знакомые квартиры друзей и родственников, и рабочий кабинет, и даже хорошо изученные маршруты или участки пути на улице: от дома до остановки, до метро, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т.п.

Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций (см. выше). Метод Цицерона, повторимся, является разновидностью метода связанных ассоциаций, который заключается в том, что с одним уже хорошо усвоенным рядом элементов связывается другой ряд. Здесь получается тоже самое, только вместо заученного ряда элементов в вашем распоряжении также хорошо усвоенная последовательность предметов в помещении, которое вы выбрали. На первых порах вы даже можете составить себе список (получится ряд слов, как и в “обыкновенном” методе связанных ассоциаций) элементов комнаты, другими словами список своеобразных крючков, за которые вы будете прицеплять запоминаемые элементы.

Посмотрите, как можно запомнить список предметов в определенном порядке. Вот ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес. Я буду размещать их последовательно, согласно своей схеме квартиры, начав с коридора. И, конечно, постараюсь использовать необычные связи для того, чтобы иметь возможность воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Сыром я затыкаю щель в замке, щенка сажаю около двери в левый угол, но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляю, как он начинает грызть плинтус, а я пытаюсь ему запретить это делать. Пластилин я приклеиваю к зеркалу, причем залепляю им почти его все, так, чтобы не видно было отражения. Линейку прикрепляю к дверцам шкафа, теперь она не дает им открыться. Градусник ввинчиваю вместо лампочки в люстру. Теперь на моем пути дверь в комнату. Я вставляю письмо в промежуток между дверью и косяком (можно было бы расстелить его вместо коврика). Слева в комнате у стены стоит маленький диванчик, я представляю что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут. Осталось связать книжные полки и слово “лес”. Я представляю, как перед книжными полками вырастает лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно.

Главное перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если вы будете поступать таким образом, то при воспроизведении можете допустить ошибки. Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание примитивного ряда слов (эти слова были приведены лишь для того, чтобы показать, как им пользоваться). Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, запоминания порядка телефонных звонков и т.д. При этом, когда информация хоть как-то тематически связана (а не просто бессмысленные ряды слов или цифр), то одно и тоже помещение можно использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую “опорную” комнату. Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы.

Метод Цицерона очень удобен при запоминании цифр. Сначала, конечно, цифры из абстрактной формы надо перевести в конкретную любыми известными вам способами (см. главу, посвященную запоминанию цифр). А затем уже готовые предметы, в которые вы преобразовали цифры, надо размещать по комнате или по тому участку дома или пути, который вы выбрали. Но я советую вам сразу увеличить объем запоминаемой информации и размещать в каждом месте две (четыре, если будете использовать ЦБК) цифры, расставляя предметы, обозначающие их по два в одном месте, например слева и справа, или связывая два предмета между собой с помощью ассоциаций. Метод Цицерона пригодится вам и для запоминания игральных карт, выходящих из игры.

Для овладения методом Цицерона достаточно 2-3 тренировки, в этом его большое преимущество по сравнению с многими другими техниками. Еще одно его преимущество в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, в котором вы находитесь, при этом само место - аудитория, музей, кабинет начальника могут послужить вам “опорной” комнатой. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании “обыкновенного” метода связанных ассоциаций или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций, достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь). Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату (помещение), расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала, а когда будет необходимо его воспроизвести, вам надо будет вспомнить обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, например, вспоминание содержания доклада или лекции), и вы сами удивитесь тому как легко усвоилась одновременно с обстановкой необходимая информация.

Наоборот, если ваша цель - детально запомнить схему или обстановку какого-нибудь помещения, вы можете использовать хорошо усвоенный ранее список слов (цифр) и, связывая последовательно слова с деталями помещения, подробно его запомнить. В этом случае когда вы будете описывать запоминавшееся помещение, вы не пропустите ни одного предмета обстановки, на который вы обратили внимание, ни одной его особенности, ведь для каждой из них у вас будет ассоциативная связь со словами, последовательность которых вы хорошо знаете.

Метод цифровых крючков

Это тоже разновидность метода связанных ассоциаций, опорный список составляется здесь следующим образом.

Любую из разновидностей метода связанных ассоциаций можно представить как вешалку с крючками для одежды. Сами крючки на вешалке неизменны, меняется лишь одежда. В методе цифровых крючков в роли крючков выступают сами цифры, а точнее ассоциации по форме к ним. Список из таких слов-ассоциаций очень легко запомнить, так как, с одной стороны, порядковый номер (цифра) натолкнет вас на то, что же это за слово, а с другой стороны, и в этом дополнительное преимущество этого опорного списка, посмотрев, с каким крючком было связано запоминаемое слово, вы с легкостью сможете сказать, какой порядковый номер оно имело.

Итак: Пусть цифра 1 будет гвоздь (вы можете выбрать и другие образы для некоторых или же всех цифр);

2 – лебедь

3 – волны (усы)

4 – стул (перевернутый)

5 – утюг (беременная женщина, надкусанное яблоко)

6 – навесной замок (вишня)

7 – клюшка (удочка, коса)

8 – снеговик (женщина с пышными формами)

9 – воздушный шарик с ниткой (зонтик, фонарь)

0 – мяч (глаз)

Для каждой цифры надо выбрать только один, самый подходящий для вас ключевой образ. Проверить себя несколько раз насколько хорошо вы помните этот список, повторяя его подряд и выбирая цифры наугад. Когда вы будете уверены, что список усвоен вами не хуже, чем “2х2”, то приступайте к запоминанию. Теперь, чтобы запомнить любые десять слов по порядку вам нужно поочередно связывать их с соответствующими ключевыми словами.

 


 

Страница 1 из 5

 


ПЕРЕХОД ПО СТРАНИЦЕ
bullet_heart.gif

Приёмы эффективного запоминания

Техники эффективного запоминания
Базовые принципы запоминания
Другие принципы эффективноого запоминания
Способы запоминания порядка элементов
Метод последовательных ассоциаций
Метод связанных ассоциаций
Использование стихотворного текста
Метод Цицерона
Метод цифровых крючков

            

1407.gif   1407.gif

 


 Copyright © 2008 xLeks139
Используются технологии uCoz