1134.gif

1131.gif             

 

 


Найти: на:
 

memo01.gifнавигация: cats_next.gifЭто полезно знатьcats_next.gifНекоторые приёмы эффективного запоминания

СОДЕРЖАНИЕ
bullet_heart.gif

Главная страница
Моя автобиография
Город Рыбинск
Прогноз погоды
Это полезно знать
Интересные ссылки
Вопросы-ответы(FAQ)
Фотогалерея
Юмор
Разное
Контакты

 

ПЕРЕХОД ПО РАЗДЕЛУ
bullet_heart.gif

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

 

 

 

1237.gif Некоторые приёмы эффективного
запоминания
1237.gif

1409.gifЗапоминание цифр при помощи метода ассоциаций

Метод ассоциаций по форме

Из предыдущего раздела вы уже знаете, что цифры по форме могут напоминать некоторые объекты. Эту “похожесть” можно использовать для запоминания цифр. Это, на наш взгляд, не самый эффективный, но легкий в освоении способ (более эффективный, но и более сложный в освоении будет описан, чуть ниже), однако при всех его недостатках, он значительно эффективней зубрежки. И в любом случае, вы можете использовать его в качестве вспомогательного для своей природной памяти (собственно, как и любой другой прием запоминания. То есть вы можете запоминать информацию, используя преимущественно свою природную память, и лишь в сложных местах (там, где что-то упорно не запоминается) помогать себе специальными приемами

Напомним еще раз. На что могут быть похожи цифры от 0 до 9? У каждой цифры есть форма (то, как она выглядит при написании), и эта форма может напомнить вам очертания каких-нибудь предметов, животных и т.п. Иными словами, цифры по форме могут быть похожи на некоторые предметы, то есть с ними ассоциироваться. Наверняка вам знакомо такое школьное выражение: “Принести домой лебедя”. Откуда оно произошло? Конечно же из-за того, что двойка по форме очень напоминает лебедя. А такое часто употребляемое название наименьшей школьной оценки - “кол”? Нетрудно догадаться откуда оно произошло - из очевидной схожести формы цифры “1” и кола (длинной заостренной палки).

Для превращения воспользуемся схожестью форм цифр с формами предметов. Начнем с самых простых цифр, для которых в окружающем нас мире есть наибольшее количество предметов, напоминающих их по форме. Это “0” и “1”. Любой круглый или овальный предмет напоминает нам “0”, а любой длинный и узкий - похож на “1”.

Посмотрите на что могут быть похожи цифры “0” и “1” и постарайтесь придумать не меньше 5-ти своих ассоциаций к этим цифрам. Старайтесь, чтобы ваши ассоциации были разнообразными (а не перечисляйте все известные вам колющие предметы для единицы и овощи-фрукты для нуля). С одной стороны для выполнения этого упражнения уже необходимы богатое воображение и фантазия, а с другой стороны оно поможет вам их развить.

ЛУНА, МЯЧ, АПЕЛЬСИН, ГЛАЗ, НОРА

0 -

-------------------------------------------------------------------------------

СТОЛБ, ЛЫЖНАЯ ПАЛКА, СОЛОМИНКА, ГВОЗДЬ

1 -

-----------------------------------------------------------------------------------------

Запишите или зарисуйте свои ассоциации к цифрам “0” и “1”. Постарайтесь мысленно представлять то, что вы придумываете.

Для остальных цифр придумывать зрительные ассоциации сложнее, зато интереснее. Когда вы будете придумывать ассоциации к цифрам, обязательно зарисовывайте, хотя бы схематично, как именно вы представляете цифру в виде предмета, так как многие из предметов-ассоциаций похожи на цифры только с какого-то определенного ракурса. Польза рисунка еще и в том, что в дальнейшем, когда вам вновь потребуется перекодировать цифру в предмет, вы сможете мысленно обратиться уже к своему рисунку. Он как бы закрепит вашу ассоциацию в памяти. Это займет гораздо меньшее время, чем повторный поиск похожих предметов.

Внимательно рассмотрите картинки к цифрам от 2 до 9. Придумайте и зарисуйте свои ассоциации к этим цифрам. Чем больше - тем лучше, но не меньше 4-5 к каждой. Вполне вероятно, что это задание покажется вам сложным, поэтому не стремитесь выполнить все упражнение сразу. Удачные ассоциации к цифрам могут появиться у вас и завтра, и через неделю. Не забывайте, что цифры в разных шрифтах могут писаться по-разному (например, 4 и Ч, семь с палочкой посередине и без и др.) Активно используйте эти различия при придумывании ассоциаций к цифрам. Чем больше ассоциаций к каждой цифре вы сможете придумать, тем легче вам будет при их запоминании в дальнейшем, поэтому в ваших интересах подобрать их как можно больше. Вы можете присматриваться к окружающим вас предметам дома, на улице, на работе и задавать сами себе вопрос: “На какую цифру он похож?” Поступая таким образом, неожиданно для самого себя вы обнаружите много сходства между формой цифр и предметами.

вешалка, беличий хвост, кобра, лебедь

2 -

------------------------------------------------------------------------

усы, птица в полете, волны

3 -

---------------------------------------------------------------------------

перевернутый стул, рогатка, торт

4 -

-----------------------------------------------------------------------------

утюг, одноколесный велосипед, парусник

5 -

-----------------------------------------------------------------------------

замок, кресло-качалка, локон

6 -

------------------------------------------------------------------------------

коса, антенна, пила, сломанная ветка

7 -

---------------------------------------------------------------------------------

бабочка, погремушка, бант

8 -

------------------------------------------------------------------------------------

пенсне, воздушный шарик, головастик, монокль

9 -

-------------------------------------------------------------------------------------

Вы можете изменять предмет так, чтобы он стал похожим на какую-нибудь цифру, например очень легко получить из гриба цифру “4”. Надо просто представить, что у него отвалилась часть шляпки, или надкусить яблоко чтобы оно стало похожим на цифру “5”.

Предметов или их частей похожих на цифры великое множество (практически каждый предмет при должном уровне воображения может напомнить по форме ту или иную цифру. Более того, люди с богатым воображением в любом предмете могут “найти” заданную цифру. Иногда для этого предмет надо мысленно преобразовывать. Те из вас, кто считает, что у него богатая фантазия и воображение могут попытаться выполнить следующее упражнение (сложное на мой взгляд, но как, пожалуй никакое другое способствующее развитию творческого потенциала).

В этом упражнении вам будет дано три предмета в каждом из которых необходимо отыскать все десять цифр: ДЕРЕВО, ПАЧКА СИГАРЕТ, ЧАЙНИК. Вы можете как угодно трансформировать предмет, можете использовать его детали и функции.

Если у вас не получится найти все цифры в одном предмете, отыщите сколько сможете, пять цифр - это уже отличный результат. Вы можете выполнять это полезное во всех отношениях упражнение где угодно, дома, на работе, в дороге, в очереди - главное выбрать объект и начать в нем поиск цифр. Его можно выполнять в паре, кто больше цифр найдет или кто быстрее.

С чем еще могут ассоциироваться цифры

Вы можете значительно пополнить свой список ассоциаций к цифрам, используя схожесть цифр с животными (птицами, насекомыми, рыбами) и характерными для них позами. Например, жираф очень напоминает перевернутую четверку. Собаки часто спят, свернувшись в клубок, напоминая при этом ноль. Кошки, часто сидят в позе, напоминающей цифру “2”, а ползущий червяк похож на тройку. Кенгуру похожа на цифру “5”, дельфин на “9”, а птица в полете напоминает цифру “3”. Придумайте к каждой цифре по 1-2 представителя животного мира.

0 - 5 -

1 - 6 -

2 - 7 -

3 - 8 -

4 - 9 -

Цифры могут напоминать по форме фрукты, овощи и растения. Например, схематически нарисованная ель напоминает по форме цифру “3” (если нарисовать “3” с заостренными уголками). Груша похожа на шестерку, а если посмотреть на персик сбоку, то в нем тоже можно найти тройку. Стручковый (горький) перец напоминает цифру “7” и т.д. Поищите ассоциации из растительного мира для каждой из цифр.

0 - 5 -

1 - 6 -

2 - 7 -

3 - 8 -

4 - 9 -

Можно даже находить сходство между цифрами и людьми. Например, сгорбленный старик может напомнить вам девятку, а пузатый любитель пива - шестерку. Стройная фотомодель похожа на единицу, а регулировщик с палочкой - на цифру “7”. Толстая бабулька похожа на ”8”, а угловатый подросток с острыми коленками напоминает многим цифру “4”. Люди могут вам напоминать цифры по каким-то понятным только вам признакам, то есть просто ассоциироваться.

Вспомнить и запишите не менее 2-3 знакомых людей (включая персонажей сказок, фильмов, мультфильмов) для каждой цифры от 0 до 9.

0 - 5 -

1 - 6 -

2 - 7 -

3 - 8 -

4 - 9 -

Важно заметить, что придуманные вами ассоциации к цифрам не могут быть правильными или неправильными. Главное, чтобы они напоминали цифру именно вам. Иными словами, главное, чтобы при актуализации предмета (животного, растения и т.д.) вы всегда могли четко сказать на какую цифру он похож, то есть совершить обратную перекодировку. Например, медведь может напомнить вам цифру “6”, а у вашего друга он будет ассоциироваться с нулем. Правы будете вы оба. Все дело в том, что у вас при слове “медведь” возникает образ косолапого на арене цирка, а ваш товарищ представляет его свернувшимся в клубочек в берлоге. Вишня с равной вероятностью может напоминать четырем людям четыре разных цифры. Один человек говорит, что вишня напоминает ему “о” - он использует лишь тот признак, что она круглая. Второй говорит, что вишня похожа на “6” - он использует сам плод и веточку на которой он держится. Третий утверждает, что вишня ассоциируется у него с цифрой “2”, так как при слове “вишня” он представляет соединенные веточки с двумя плодами. А четвертый тоже использует тот признак, что “вишня растет по две”, но веточки он “отбрасывает”, а две лежащие рядом вишенки напоминают ему перевернутую цифру “8”. Таким образом, ассоциации человека всегда зависят от его внутреннего мира, личного опыта и от тех признаков предмета, которые он использует.

Как использовать метод ассоциаций для запоминания цифр

Прежде всего вам нужно вспомнить все ассоциации, которые вы придумывали к цифрам. Проверьте себя, назвав в быстром темпе по четыре ассоциации к выбранным наугад цифрам, например, к “7” и “9”. Если у вас получилось - отлично, если нет - поработайте над придумыванием ассоциаций к цифрам еще.

Запоминание цифр методом последовательных ассоциаций

(цепочка ассоциаций)

Когда работа над ассоциациями будет закончена вам останется только вспомнить, как вы составляли сюжет из несвязанных между собой слов. По сути дела для запоминания цифр вам не придется делать ничего нового. Для запоминания ряда цифр нужно составить сюжет из слов-ассоциаций к этим цифрам. Запоминать же список слов вы уже умеете. Кстати, новые образы (ассоциации) к цифрам вам может подсказать сам ход развития сюжета. Многие люди считают, что запоминать цифры методом ассоциаций даже легче, чем слова, поскольку есть выбор, какое слово включать в сюжет (ведь для каждой цифры у вас скопилось достаточно большое количество слов-образов).

Пример: Предположим, мне надо запомнить следующий ряд цифр -

8 2 0 1 7 9 8 6 3. Для цифры “8” я выбираю образ БАБОЧКИ (рассказ всегда лучше начинать с какого-нибудь одушевленного образа). Следующая цифра “2” - я представляю, как бабочка садится на ХВОСТ БЕЛКИ. Белка намылила его КУСКОМ МЫЛА (0) и он превратился в ШНУРОК (1). Шнурок оторвался и пополз, заполз на ГРОМООТВОД (7). К громоотводу был привязан огромный, очень красивый ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК. Шарик оторвался и улетел. Влетел в облако, которое было похоже на СНЕГОВИКА (8). Снеговик держал в руке открытый висячий ЗАМОК (6). Вдруг он его захлопнул, и из него вылетела ПТИЧКА (3). Теперь, представляя свой сюжет как фильм, я легко смогу воспроизвести эти цифры в прямом, обратном порядке и даже через одну.

Если одна и та же цифра будет встречаться в запоминаемом ряду несколько раз, обязательно используйте для нее разные ассоциации, иначе может потеряться целый блок цифр.

Запоминание цифр методом связанных ассоциаций

Вы можете использовать для запоминания цифр и метод связанных ассоциаций. Для этого вам потребуется какой-нибудь хорошо усвоенный ряд слов или цифр. Сначала перекодируйте цифры в слова-образы, а затем последовательно соединяйте их при помощи ассоциаций с элементами уже запоминавшегося (и хорошо усвоенного) списка.

Вы даже можете попробовать увеличить количество запоминаемых цифр в два раза. Вот как это сделать. Вы уже знаете, что строить ассоциативные связи между только двумя словами очень легко, поэтому вам будет несложно сначала связать между собой две цифры, а точнее два слова, в которые вы перекодировали цифры, а затем соединить их с элементом ранее запоминавшегося списка. Таким образом для запоминания 20-ти цифр вам потребуется опорный список всего из 10-ти слов. Главное при воспроизведении не забыть, что с каждым старым элементом связано два новых элемента, а не один.

Например, цифра “8” напоминает полную женщину, а цифра “3” - усы. Представим, что эта женщина для маскировки приклеила себе огромные усы. Теперь этот мини-сюжет или мини-картинку связываем с первым словом хорошо усвоенного ряда. Связь для хорошего запоминания надо постараться создать необычную, быть может даже нелепую. Следующие цифры “9” - воздушный шарик” и “4” - похожа на жирафа. Представляем, как воздушный шарик приподнимает жирафа вверх (или что шарик залетел к жирафу в пасть -рис.). Этот мини-сюжет вам осталось связать со следующим словом. Продолжите запоминание ряда самостоятельно. Это совсем не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Главное попробовать.

8 3 9 4 0 0 2 6 8 4 5 7 3 9 0 6 1 3 1 4

 

ЦБК и его применение для запоминания цифр

Что такое цифро-буквенный код и для чего он нужен вот так сразу в двух словах не расскажешь, отметим лишь одно, что ЦБК, пожалуй, одна из самых совершенных техник запоминания, имеющая очень широкий спектр применения и пригодная даже для людей с не очень развитой фантазией и воображением.

Системы запоминания, основанные на цифро-буквенных кодах начали использовать очень давно, около 400 лет назад. Однако с тех пор как Станислав Минкфон Весншайн предложил первую такую систему в середине 17 века, она неоднократно изменялась и усовершенствовалась. Основные изменения внес в эту систему англичанин Ричард Грей уже в 18 веке. В наше время цифро-буквенный код и системы запоминания, связанные с ним успешно применяют студенты ведущих университетов и высших технических школ мира. В нашей же стране эта техника запоминания известна, к сожалению, очень не многим. Некоторыми из причин такого положения, я думаю, является то, что в оригинале цифро-буквенный код создан для латинского алфавита, а также кажущаяся сложность усвоения..

Цифро-буквенный код, который мы вам предлогаем основан на условном соответствии между согласными звуками и цифрами от 0 до 9. Есть цифро-буквенные коды, основанные на соответствии гласных звуков и цифр, есть коды, основанные на смешанном соответствии, одним словом - вариантов ЦБК много. Но мне кажется, что данный цифро-буквенный код наиболее удобен для русскоязычного человека. К тому же в отличие от большинства других - данный ЦБК является двумерным, то есть в нем одной цифре соответствуют сразу две (а не одна) буквы, что значительно расширяет возможности его применения, а также облегчает его. Хотя, естественно, все преимущества данного ЦБК вы сможете оценить только освоив его.

Таблица цифро-буквенного кода.

Цифры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Буквы

г

Д

к

ч

п

ш

с

В

р

н

 

ж

Т

х

щ

б

л

з

Ф

ц

м

 

Для того, чтобы свободно пользоваться ЦБК эту таблицу нужно очень хорошо выучить, ее нужно знать как таблицу умножения. Для того, чтобы она стала надежным инструментом в ваших руках, нужно ее выучить так, чтобы в любое время дня и ночи вы, не сомневаясь могли сказать какой цифре какие буквы соответствуют и наоборот. Поверьте, ваши усилия потраченные на заучивание таблицы ЦБК с лихвой окупятся. К тому же запомнить ее совсем несложно. Читайте про это в помощи к упражнению “ЦБК-1”.

Как уже говорилось выше, у этой таблицы может быть очень много применений. Мы даже затруднямся выбрать, с чего начать. Ну, например посмотрите, как запоминать цифры, используя цифро-буквенный код.

Для этого нужно цифры перекодировать в слова, а слова вы можете запоминать любым способом, который вам больше нравится. При этом цифры надо разбить на двузначные. Цифры в слова надо перекодировать следующим образом: первая согласная в слове - это первая цифра двузначного числа, а вторая согласная должна соответствовать второй цифре по цифробуквенному коду. Например: для числа “35” можно составить слова: кепка, капля, купе, копилка, кубик, кобра, хобот, хиппи и т.д. Во всех этих словах первая согласная буква - “К” или “Х” обозначает цифру “3” по цифробуквенному коду, а вторая - “П” или “Б” соответствует цифре “5”. Для числа “66” можно придумать слова “шишка”, “шило”, “шаль”, “шашки”, “лошадь” и т.д. Для числа “83” надо составить слова, в которых первая согласная будет “В” или “Ф”, а вторая согласная - “К” или “Х”. Этими слоами будут, например, “вокзал”, “вихрь”, “фикус”. Когда вы запомните таблицу цифро-буквенного кода как таблицу умножения, то составление таких кодовых слов для двузначных чисел, не будет представлять для вас никакого труда, точно также как перемножение 7 и 8 или 6 и 4.

Чтобы перевести в слова однозначные числа их можно сначала сделать двузначными и запоминать их как “00”, “01”, “02”, “03” и т.д. Другой способ перевода однозначных чисел в слова - это подбирать такие слова, где буква, соответствующая цифре, будет единственной в слове, например “3” - ухо, “8” - фея “1” - еж (уж, йог) и т.д.

Обратите внимание, что в одно слово можно превращать и сразу три цифры, в этом случае слов (то есть единиц запоминания получатся меньше, что, естественно нам очень выгодно). Например, 950 - рубин, 478 -часовой, 892 - ворота, 302 - кондуктор, 697 - шерсть... Но!!! К большому сожалению не все трехзначные числа (но все же большинство!) можно перекодировать в слова (причем в такие, которые потом легко запоминать, то есть имеющие яркие образы). Некоторые числа, например, число 341 нам в удачное слово перекодировать не удалось. То есть нам не удалось придумать такого слова в котором бы первой согласной была “К” или “Х”, второй - “Ч” или “Щ”, а третьей - “Г” или “Ж”.

Выводы делайте сами. Если вы сможете запоминать, где вы перекодировали цифры по три, а где по две (кстати, опыт показывает, что это совсем не сложно), то пользуйтесь и двойным и тройным кодом, если нет - остановитесь на двойном.

Можем вам предложить и такой вариант: перекодируйте преимущественно по три цифры в слово, а когда будете вынуждены перекодировать по две, используйте слова, в которых всего две согласных, например для “35” не “капля”, “кепка” и т.д., а только “купе” или “куб”.

Когда вы получше освоитесь с ЦБК, потренируетесь, то сможете сами определить для себя оптимальную стратегию запоминания, удобную конкретно вам. А быть может вам удастся изобрести более универсальный ЦБК.

 

ЦБК может пригодиться вам для запоминания любой цифровой информации (телефоны, исторические даты, географические объекты, расчетные счета, пин-коды, анкетные данные, номера машин и все, что угодно еще, см. литературу).

Словесно-числовой список (СЧС)

Теперь познакомьтесь с словесно-числовым списком, составленным на основе ЦБК и с его применением.

Словесно-числовой список до100

01 - нога (нож, муж, маг)

02 - мед (нить, мидия, мода, нота)

03 - муха (мека, мех)

04 - мяч (меч, ночь, моча)

05 - небо (амебв, нэп)

06 – мыло (мышь, мел, анаша)

07 - нос (мазь, мясо, музей)

08 - мафия (Нива, Нева, мойва)

09 - нора (море, Амур, майор)

10 - жена (гений, огонь)

 

11 - ожог (жижа)

12 - гид (ягода, год, агат)

13 - гайка (жук, жокей)

14 – гуща

15 - губа (жаба, жабо, гобой)

16 - гол (игла, гуашь, уголь)

17 - гусь (газ, ГЭС)

18 - Гиви (гуайява, агава)

19 - гиря (гора, жир, герой)

20 - дно (дама, Дума, дыня, тина)

21 - дог (утюг, тайга, адажио)

22 - дети (дед, дядя, тетя, диета, Таити)

23 - ток (утка,атака, тюк)

24 - дача (туча, теща, дочь, дичь)

25 - дуб (депо, туба, дыба)

26 - душ (дуло,тущь, одеяло)

27 - таз (туз, утес, досье)

28 - удав (дева, тиф)

29 - тир (тара, дыра)

30 - кино (конь, окно,химия)

31 – кожа

32 - кит (каюта, кот, код)

33 - кок (какао, койка)

34 – куча

35 - купе (копия, копье, окоп)

36 - каша (кол, клей, акула, холл)

37 - коза (коса, кейс)

38 - кофе (кафе, киви)

39 - хор (якорь, икра, кура)

40 - чума (ученый, чан, чин)

41 - чиж (чужой, очаг)

42 - щит (чудо, учет)

43 - щека (чек, чайка, очки)

44 - чача (чаща)

45 - чуб (щуп, учеба)

46 - щель (чешуя, ущелье)

47 - часы

48 - чаевые

49 - ящер (чирей, чары)

50 - пень (баня, пена, баян)

51 - бог (паж, бугай)

52 - биде (путь, путы)

53 - бык (пух, паук)

54 - печь (пища, бич)

55 - папа (баба, поп)

56 - пуля (пила)

57 - пузо (бусы)

58 - пиво (обувь, пуф)

59 - бар (бра, опера, пюре, перо)

60 - луна (шина, лиана)

 

61 - лужа (лыжи, луг)

62 - лед (ладья)

63 - люк (лак, лакей, шейх)

64 - луч (лещ, лечо)

65 - шуба (лоб, шайба)

66 - шило (шаль, леший)

67 - лось (лиса, луза)

68 - лев (шов)

69 - шар (улица, ларь)

70 - сон (сын, сено, семя)

71 - сажа (сага)

72 - сад (сито, судья, зять, аист

73 - сок (язык, зек, сук)

74 - сыч (усач, усище)

75 - суп (зуб, изба)

76 - соль (сало, ясли)

77 - соус (сос, соса)

78 - сова (софа, сейф)

79 - сыр (сор, сайра, озеро)

80 - вино (фен, вена, война)

81 - фига (фуга, вьюга)

82 - вата (вода, фото)

83 - веко (явка, фейхоа)

84 - овощ (вещь, вече)

85 - выпь (эфиоп, фобия)

86 - вши (вуаль,афиша)

87 - ваза (фаза, овес)

88 – Вова

89 - вор (фара, веер)

90 - арена (рана, Рим, цена, ром, урна)

91 - рог (рагу, ружье)

92 - рот (радио, юрта, рота)

93 - рок (река, орех, рак, урок)

94 - ручей (роща)

95 - раб (рыба, репа)

96 - руль (рояль, орел, ерш)

97 - роза (рис, рейс)

98 - арфа (риф, ров)

99 - царь (рация)

00 - няня (мина, мама, мим)

Обратите внимание, что в СЧС в каждом слове только по две согласные, этим слова из СЧС могут отличаться от других, которые вы, быть может, будете использовать при запоминании цифр.

Возьмите лист бумаги и начните составлять свой собственный словесно-числовой список, основанный на ЦБК. В начале работы вы можете пользоваться таблицей ЦБК, а затем потребность в ней отпадет сама. В качестве вспомогательного вы можете использовать приведенный выше список, часть слов придумайте сами, часть выберите из готового списка. Подойдите к составлению этого списка творчески. Сначала напишите для каждого числа несколько слов (для некоторых чисел существует очень много слов, удовлетворяющих ЦБК, для других меньше), а затем остановите свой выбор на каком-то одном. Это должно быть то слово, которое вам больше нравится и является на ваш взгляд наиболее ярким, то есть таким, которое вам легче всего представить. Каждому числу в вашем списке должно соответствовать только одно слово. Снова выпишите все числа, но теперь уже только по одному, соответствующему им слову на отдельный лист. При этом проследите за тем, чтобы в вашем списке не оказалось близких по значению слов, то есть таких слов, которые могут вызвать похожие образы.

После того, как список будет готов заучите его наизусть, так, чтобы вы, не задумываясь, по номеру могли назвать соответствующее ему слово и наоборот. Сделать это на самом деле совсем несложно, несмотря на то, что в нем 100 элементов. Прежде всего, если этот список - результат вашей собственной творческой работы, то он запомнится быстрее, чем переписанный автоматически. То, что создается человеком самим всегда запоминается легче и помнится лучше, чем плод чужих усилий. К тому же, уже в процессе составления списка вы запомните многие слова. Задача облегчается также и тем, что словесно-числовой список - список как бы самокодирующийся. То есть с одной стороны сам номер слова может подсказать вам, что это за слово (а в случае забывания сильно сузить круг поиска, ведь вы знаете, как оно было получено, знаете первые две согласные этого слова), а с другой стороны в слове зашифрован его порядковый номер, то есть задача назвать по слову его порядковый номер не должна вызывать вообще никаких проблем, если, конечно ЦБК вы знаете как таблицу умножения. Заучить список вам также может помочь метод последовательных ассоциаций, на каждые десять слов можно составить по небольшому, схематичному сюжету.

 

Словесно числовой список можно использовать как шпаргалку или блокнот, которые всегда с вами и которые невозможно забыть дома или потерять. Другими словами он может стать для вас опорным, вспомогательным списком для запоминания различных видов информации. Вспомните метод связанных ассоциаций. Словесно-числовой список – это наиболее прогрессивная разновидность опорного списка. Во-первых, он больше, с его помощью можно запомнить достаточно большой объем информации. Во-вторых лучше помнится, поскольку самокодирующийся. Ну а самое главное - вы всегда сможете четко сказать порядковый номер элемента, запоминавшегося при помощи словесно-числового списка, в некоторых случаях это бывает очень нужным. Когда вы запоминаете методом связанных ассоциаций, используя обыкновенный хорошо усвоенный список слов, сказать порядковый номер элемента часто сложно, так как надо “прокрутить” сюжет опорного списка с самого сначала и подсчитать, каким по счету является нужный вам элемент, что занимает значительно больше времени. Пользуясь словесно-числовым списком в качестве опорного, вы также сможете начать воспроизводить с любого места запоминавшейся информации.

Почему мы называем словесно-числовой список шпаргалкой или блокнотом? Потому, что, связывая поочередно элементы подлежащей запоминанию информации со словесно-числовым списком, вы как бы записываете ее в приготовленное заранее место. Имея такой “блокнот” всегда в голове, уже не нужно опасаться, что в нужный момент под рукой не окажется бумаги или карандаша, или ситуация будет неудобной для записывания. Когда же потребуется воспроизвести запоминавшуюся информацию, вы сможете как бы считывать ее со шпаргалки, которую, кстати, у вас не в силах никто отнять. Словесно-числовой список при запоминании информации можно использовать не с первого элемента, а с 30-го или 50-го или с любого другого, в этом случае главное запомнить место в списке, с которого вы начали его использовать.

Кроме применения словесно-числового списка в качестве блокнота для “записи” различной информации, вы можете его использовать для быстрого нахождения кодовых слов при запоминании цифр (когда нет времени на составление новых слов по ЦБК).

  • При желании словесно-числовой список можно продлить до 1000 слов. Тогда в ваших словах-кодах будет не 2, а 3 значимых согласных, например слово “машина” будет обозначать число “560”, слово “порох” - “593” и т.д. Конечно, такой список значительно расширит ваши возможности для “записи” информации, и станет уже не блокнотом, а целым справочником, в котором может быть “оперативная” часть, в которую выбудете “записывать” текущую информацию (например, от 1 до 100 или до 300). И так называемая “неизменная” часть, в которой будут длительно храниться различные важные и интересные для вас сведения и факты. Например, места с 301 по 320 вы можете отвести для хранения в них последовательности смены чемпионов мира по шахматам (если это вам нужно), другой набор фактов вы можете расположить, скажем, с 500 до 530, следующий с 600 и т.д. К своему удивлению вы обнаружите, что запомнить 1000 слов-ячеек такого справочника не намного сложнее, чем первые 100. В некоторых случаях подобрать одно слово для трехзначных чисел сложно, или получаются очень абстрактные понятия, тогда можно использовать словосочетания, небольшие фразы, первые три согласных в которых будут соответствовать данному числу по ЦБК. Конечно Большая цифро-буквенная система потребует значительного труда для ее составления и усвоения, но зато пользоваться ею можно всю оставшуюся жизнь, принесет она в дальнейшем очень много пользы и все затраты окупятся сполна.

Используя метод связанных ассоциаций со словесно-числовым списком в качестве опорного, вы можете запоминать сразу очень много слов и не устанете. Этот прием удобно использовать при запоминании текстов, лекций и т.п. Потренируйтесь самостоятельно. Сначала определите в тексте ключевые слова, по которым потом вы сможете восстановить текст, а затем запомните их, используя ваш словесно-числовой список и метод связанных ассоциаций. Таким же образом несложно запомнить содержание лекции. Часто бывает так, что записывать лекцию за преподавателем совсем не хочется - устали, лень, а может быть преподаватель “льет много воды” или просто еще не уверены, что материал лекции вам будет нужен. Именно в таких случаях описанный выше способ запоминания незаменим. Вам нужно просто слушать лектора, и, отмечая для себя ключевые моменты, связывать их, не торопясь со словами вашего списка. Если материал лекции оказался все же необходимым, то придя домой вы сможете с легкостью по памяти записать содержание лекции в удобной для вас форме и объеме, к тому же в вашей голове останется готовая шпаргалка. Напомню, что тематически разные ряды слов не перепутаются между собой даже если вы будете запоминать их с помощью одного и того же списка слов. А если вы хотите потренироваться еще на несвязанных тематически словах, то воспользуйтесь другой частью вашего списка, например, словами под номерами от 31 до 60. Хотя ради эксперимента можете попробовать опять использовать первые 30 слов своего списка, и увидите, что даже два ряда тематически несвязанных слов практически не смешиваются. Дело в том, что механизмы нашей памяти настолько универсальны, что при актуализации информации подключаются различные другие, часто трудно осознаваемые параметры сличения, например, время и место запоминания.

 


 

Страница 2 из 5

 


ПЕРЕХОД ПО СТРАНИЦЕ
bullet_heart.gif

Приёмы эффективного запоминания

Метод ассоциаций по форме

Метод последовательных ассоциаций

Метод связанных ассоциаций

ЦБК и его применение для запоминания

Словесно-числовой список (СЧС)

            

1407.gif   1407.gif

 


 Copyright © 2008 xLeks139
Используются технологии uCoz